Чеченцы (нохчий) и ингуши (г1алг1ай), как единый
этноязыковый массив, представляют собой один из древнейших коренных
народов Кавказа, связанный между собой единством территории, общностью
языка, культуры, происхождения и национального самосознания.
В исторической и специальной литературе прошлого века, а также вплоть
до 30-х годов XX века, в качестве общего обозначения этих двух народов
использовался этноним «чеченцы».
В 30-х годах XX в. в советскую историческую и лингвистическую
литературу Заурбеком Мальсаговым и Халидом Ошаевым был введен новый для
науки термин «вейнах» (вайнах), как общее название чеченцев и ингушей,
отображавший единство их языков. Термин «вейнах» по существу сменил
утвердившийся ранее в науке термин «чеченец», который, как сказано выше,
являлся общим этническим определением родственных племен: чеченцев,
ингушей и этнического объединения карабулаков.
Этногеографический ареал проживания предков вайнахских народов в
древности и в средневековье был несколько шире современных
территориальных рамок, в отношении северных, западных, южных и восточных
границ.
Из общего массива близкородственных по языку, культуре,
антропологическому типу северокавказских обществ чеченцы, ингуши и
карабулаки стали явственно выделяться к середине XVIII века (хотя
длительный процесс консолидации вайнахских обществ в отдельные народы
начался гораздо раньше).
Известно, что в течение нескольких тысячелетий вайнахи, традиционно
проживавшие на равнинной части Чечено-Ингушетии, временами вынуждены
были под натиском завоевателей уходить в горы, леса и предгорья, но
постоянно возвращались обратно.
В ХV-ХVШ веках происходит очередной процесс возвращения вайнахов на
плоскость, прерываемый нашествиями донских казаков, калмыков и крымских
ханов... С восстановлением на равнине аулов в районе старых городищ и поселений, с
ростом их населения, с развитием производительных сил и становлением
новых производственных отношений складывались благоприятные условия для
новой консолидации разрозненных вайнахских обществ. Так, к XVIII веку
выделяються три близкородственных этнических объединения: чеченцы,
карабулаки и ингуши.
Основу ингушской народности составили выходцы и горных обществ
г1алг1ай (кхакхаллой), цхьорой и фаьппий (джейрахомецхальцы) по русским
источникам ближние кисты, имевшие общее самоназвание «г1алг1ай» и
«ломурой»
Более многочисленную чеченскую народность составляли горные
этно-территориальные объединения крупных обществ - нохчмахкхой
(ичкеринцы), арара-аьккхий (ауховцы), шотой, ч1ебарлой, м1айстой,
маьлхий, аьккхий, т1ерлой, нашхой, галай, ялхарой, кей и многие другие,
имевшие общее самоназвание «нохчий» (нахчой) и «ламарой», сохранявшие
зачастую в ряде обществ локальные самоназвания: аьккхий, маьлхий и т.д.
(горные чеченцы верховьев Аргуна в русских источниках XIX века
назывались «кисты дальние»).
Выходцы из горных обществ и кланов Хьевхарой, Галай, Фергнекъие,
Белхарой, Оьрг-некъие, 1алха-некъие, Виелха-некъие, Мужахой,
Булгуч-некъие, Бока-некъие, Г1андалой, Мужганхой составили основу
этнического объединения орстхой (арштхой) – карабулаков, но так звали в
основном тех из них, кто выселился на плоскость. Ц1ечой, пхьарчхой,
поселившиеся на востоке, стали называться акки.
К ним относились также отдельные общества ц1ечой и мержой.
К карабулакам иногда причисляли и аккинцев, которые так же, как и
они, охраняли вайнахские пределы, те и другие по роду занятия были
стражниками (Саидов И.М.).
Некоторые общества карабулаков относили в литературе XIX века к чеченцам (общество мержой) или к ингушам (общество галай).
Орстхойцы связывают свое происхождение, как и все чеченцы, с
местностью Нашха (в районе озера Галанчож). Орстхойцы аккинского
происхождения в своих преданиях указывают как прародину местность Аьккха
или Лам-Аьккха (Галанчожский район) или местность Балой-лам и общество
балой (у озера Галанчож в Горной Чечне), откуда по их мнению, произошли
два крупных тайпа: аьккхий и орстхой.
Западные карабулаки-галай (в русской литературе называвшиеся
«галашевцы») происходят от чеченского тайпа галай, проживавшего в том же
районе Галанчожского озера, часть которых некогда переселилась в
местность при выходе реки Ассы из узкого ущелья на плоскость, и слились с
орстхойцами.
Карабулаки (западные) на вопрос: «Кто вы?» отвечали: «Мы нах и
нохчий», но подчеркивали: «Мы особые нохчий». Язык карабулаков - это
смесь чеченских горных диалектов и говоров с преобладанием гласных
звуков (Саидов И.М.).
Язык карабулаков занимал как бы промежуточное положение между
чеченским и ингушским языками. Ряд ученых чисто теоретически относили
язык карабулаков к некоему промежуточному диалекту между чеченским и
ингушским языками (Д. Мальсагов), другие к орстхойскому диалекту
чеченского языка.
Орстхойский язык изучали А. Ножаев, М. Саидов и др. Интересовался их
языком и А. А. Саламов. М. Р. Овхадов на основе полевых научных
материалов, классифицировал язык орстхойцев как орстхойский говор
галанчожского диалекта чеченского языка, составивший в прошлом с
аккинским близкий массив - галанчожский диалект чеченского языка.
К середине XVIII века картина расселения чеченских обществ была
примерно следующей: на территории между рр. Акташ-Сулак-Терек-Аксай на
востоке жили ауховские чеченцы, составленные в основном выходцами из
аккинцев, гуной, карабулаков, керкетов, ичкеринских чеченцев и других.
Ауховские чеченцы сосуществовали на равнине главным образом с кумыками,
чей простой для изучения язык вытеснял из них чеченский.
На западе с плоскостными чеченцами (общество Гехи) к сер. XVIII века
граничили карабулаки, занимавшие территорию от левобережья Фортанги до
р. Сунжи, в районе ее выхода на плоскость.
Иногда к карабулакским землям причисляли территорию между реками
Фортанга и Шалажи. В 1762 г. здесь не было еще поселений, а были
пастбища для стад карабулаков и горных чеченцев. Старые села исчезли
после нашествия казаков.
Уже с 80-х годов XVIII века территорию между Фортангой и Шалажи вновь
заселяют выходцы из Ичкерии, Аргунского ущелья, а также аккинцы,
ялхаройцы, галайцы, нашхойцы, мержойцы и другие выходцы из верховьев рек
Нитхой, Гехи и Фортанги. По Сунже самым западным чеченским селением в
XVIII в. являлось Казах-Гечу (в 3 км к востоку от современного
Серноводска, на правом берегу Сунжи), (здесь поселились и карабулаки), а
условной границей между чеченцами и карабулаками к началу XIX века
стала река Фортанга.
По реке Ассе западным чеченским (вместе с карабулаками) селением к
началу XIX века стало с.Шелчихи (у современного с.Новый Шарой на правом
берегу р. Ассы).
В XVIII веке галгаи мигрируют на запад, и спускаются по ущелью
р.Терек (на север, через ущелье реки Ассы, их не пускали на плоскость
карабулаки) в местечко Онгушт, заняв территории между правобережьем
р.Терек (Тарская долина) и по берегам реки Камбилеевки. Согласно
документам второй половины XVIII века, ингуши занимали территорию между
р.Терек (правобережьем) и верховьями р.Сунжи (левый берег), где после
ухода малокабардинцев основали совместно с карабулаками Ахки-Юртовские
хутора (период между 30-60 годами XVIII века).
Во второй половине XVIII века ингушами было основано с. Заур у входа в Дарьяльское ущелье.
Где-то с середины XVI века до первой четверти XIX века территорию до
левого берега Сунжи, «супротив Наура», занимали кабардинские князья,
поощряемые к этому царизмом. Этнически чеченская территория стала «Малой
Кабардой». С других чеченских земель кабардинские князья в XIX в. в
основном были изгнаны.
Существовавшая для «Малой Кабарды» опасность нападения чеченцев,
ингушей и карабулаков заставляла «ее владельцев»-князей часто менять
свое местожительство.
В 40-х годах XVIII века в пределах Малой Кабарды оказалось и
значительное количество кабардинцев. В то время кабардинские князья
владели и по р. Сунже 12 селами.
К началу 60-х годов XVIII века кабардинские князья уходят с р. Сунжа,
в связи с набегами чеченцев и карабулаков, и селятся по р. Камбилеевке,
оттеснив оттуда небольшую колонию ингушей, и по р. Пседах.
В 1808 году путешественник Ю. Клапрот писал об кабардинских «Ахловых
кабаках» (селениях), что они появились на р. Пседах 80 лет назад,
перейдя с реки Сунжи (в районе ручья Назрань).
Названия кабаков-сел часто давалось по именам князей, в конце XVIII
века Малая Кабарда разделилась на две области: в восточную «Гелахстан»
(ближайшую к вайнахам) входили поселения двух фамилий Ахловых и
Мударовых. Поселения Ахловых были у северной подошвы второго небольшого
горного хребта среди садов, орошаемых тремя ручьями речки Пседах.
С 1762 года создаются благоприятные политические условия для
возвращения карабулаков с предгорий на р. Сунжу. Карабулаки переселились
на место впадения речки Аксай в р. Сунжу в урочище Карасу-Яндырь только
в 1772 году.
Часть территории по реке Сунже, вверх от Яндырки, к 80-м годам XVIII века оставалась еще опустошенной.
«Область по р. Сунже, - писал в 1781 году Штедер, - имеет порядочные
леса, а также красивые равнины и холмы с фруктовыми садами, которые
тянутся по северной стороне реки двухверстной полосой до истоков р.
Сунжи. Однако уже около 80 лет вся эта область на 100 верст в длину и 60
в ширину покинута населением и лежит необработанной.
В XVIII веке резко возросла политическая мощь Чечни. С начала 80-х
годов происходит массовое возвращение чеченцев в области между р.р.
Шалажи и Фортангой, берегов Сунжи, Терека. Это была т.н. «внутренняя
колонизация».
С середины XVIII - в первом десятилетии XIX века чеченцы вновь
заселили правый берег Терека, а также создавали совместные с
карабулаками поселения вплоть до нынешнего сел.Яндыри.
Еще до 1785 года известны факты проживания чеченцев и в Малой
Кабарде. По письменным источникам трудно датировать время заселения
чеченцами этого района.
Во время шейха Мансура чеченцы содействуют возвращению своих
союзников-малокабардинцев (воевавших против царизма) к верховьям
р.Сунжи.
Тогда же усиливается сплочение вайнахских племен. С 60-х годов XVIII
века письменные источники фиксируют существование трех родственных
племен и все чаще отмечают единство чеченцев и карабулаков.
Многие дореволюционные авторы отмечали большую близость карабулаков к
чеченцам, выделяя карабулаков (балсурцев) в отдельное племя или включая
в «чеченское племя». К примеру, П.П. Бутков называл карабулаков
«одноплеменцами чеченцев», И.А. Гюльденштедт писал, что карабулаки
«говорят по-кистински, чеченским или мисджегским наречием». Об этом же
писал Я. Рейнегс, С.М. Броневский, Е.Г. Вейденбаум и др. Х. Дошаев и
этнограф И. Саидов доказывали, что после каждого ослабления карабулаков
их состав пополнялся чеченцами. Собственно к чеченцам карабулаков
относили также Р.Ф. Розен, П. Зубов, А.П. Берже, Н.Ф. Дубровин, У.
Лаудаев и др. П.К. Услар считал, что чеченское племя от Дарьяла до Аксая
говорит на чеченском наречии.
По свидетельству Я. Рейнегса (1780 г.), ингушский говор, напротив,
отличался от языка карабулаков: « Что ингуш говорит, того сосед его
кисти, разделяясь с ним одною только небольшою речкою, не разумеет, а
оба они не могут отвечать карабулаку его языком...». Конечно, здесь
Рейнегс сгущал краски (мнение И.М. Саидова).
Вследствие этнической и политической близости чеченцев и карабулаков
собственно западной границей Чечни стала считаться р. Сунжа в ее верхнем
течении. П. Бутков писал: «Чеченцы обитают между рек Сунжи и Аксая,
впадающих в Терек, в противоположности селений гребенских и моздокских
казаков». Некоторые же авторы считали западной границей Чечни в середине
XVIII века долину р. Ассы.
И только несколько дореволюционных авторов (Ч.Э. Ахриев,
Н.А.Волконский и др.) произвольно причислили часть карабулаков к
ингушам, так как географическое описание местностей и племен они
переносили на генетическое.
Летом 1783 года царская администрация на Северном Кавказе
спровоцировала военное столкновение между мусульманами - чеченцами и
язычниками – ингушами, якобы за обладание плоскостью в районе севернее
Тарской долины. В сражении с обеих сторон участвовало по 1 тыс. человек.
Ингуши были разгромлены, и бежали, а чеченцы отогнали домой баранту в 2
тысячи голов. П. Г. Бутков писал: «В то время наблюдаемо было правило
древних римлян, чтобы для пользы кавказского края ссорить между собой
разных кавказских народов, дабы они, ослабляя свои силы, оставляли
больше нас в покое». Царизм неоднократно принуждал ингушей противиться
исламу, не иметь дружбу с мусульманами. Ссорил их с соседями.
Сложившаяся для царизма благоприятная обстановка была использована
командованием для строительства крепости Владикавказ для «защиты»
ингушей от проникновения к ним ислама. В 1784 году построена отрядом
войск крепость у Терека при входе в ущелье Кавказских гор при ингушской
деревне Заур и названа Владикавказом.
До окончания войны царизма с имамом Чечни Мансуром (1785-1791 гг.) не
фиксируется какое-либо передвижение ингушей с междуречья Терека и
верховьев Сунжи на северо-восток. На это указывает доклад генерала
Гудовича Екатерине II в 1791 году: «В соседстве с Малою Кабардою, в
верховьях Сунжи обитает горный народ карабулаки, а позади его -
ингуши...».
О назрановских ингушах не упоминает также и Ю. Клапрот, побывавший здесь в 1807 году.
В конце XVIII - начале XIX века в связи с ослаблением влияния царской
администрации на регион к югу от линии Кизляр-Моздок происходит
политическое, экономическое и культурное сближение чеченских обществ и
племен.
Судя по всему, первое переселение ингушей в местность Назрань
произошло после сокращения населения Малой Кабарды: карабулаков и
чеченцев (в результате эпидемии чумы) и смены политической ситуации на
Северном Кавказе в период с 1807 по 1810 годы.
Переселение было осуществлено группой ведущих ингушских фамилий под
покровительством мусульман - чеченцев и кабардинцев. За разрешение жить в
местности Назрань ингуши обязались исповедовать ислам, а чеченцам и
кабардинцам платить небольшую символическую подать.
Комендант крепости Владикавказ ген.-м. Дельпоцо писал 13 июня 1810 года генералу от инфантерии Булгакову: «...
По собранным мною достоверным сведениям, следующее свидетельство
является справедливо: ингушский народ, хотя и имел жительство свое в
окружности сей крепости (Владикавказ - авт.) не в дальнем расстоянии,
...но совершенно верен к Российскому правительству... никогда не был…
потом выйдя в теснейший союз с кабардинцами и чеченцами, переселились из
нее на место именуемой Назрань, в расстоянии отсель за 32 версты,
приняли от них мулл, построили мечети, приступили к исповеданию
Мухаммеданского закона и обязались как чеченцам, так и кабардинцам по
условию платить полати».
5 июня 1810 года царское командование спровоцировало нападение
ингушей на возвращавшихся из набега на крепость Владикавказ отряд
чеченцев и карабулаков. Среди убитых чеченцев и карабулаков оказался и
малокабардинский князь Албаксид Канчокин (Мударов) и его уздень Элжеруко
Абаев, ушедшие после восстания 1804 года со своими поданными в Чечню.
Опасаясь возмездия, назрановские ингуши обратились за помощью к
владикавказскому коменданту. Проявляя «заботу» об ингушах, царское
командование хотело вначале вернуть назрановских ингушей в округу
крепости Владикавказ, но затем решило, что для лучшего охранения военной
дороги в Грузию следует оставить ингушей в местности Назрань с
построением там царского поста.
22 августа 1810 года царское командование во Владикавказе заключает
договор с представителями 6 ингушских фамилий общества «Насран»
(Назрань) «о добровольном подданстве императору Александру Павловичу и
его наследнику» и отказе принять ислама.
В пятом пункте этого договора ингуши давали обязательство оповещать
царское командование о готовящихся набегах чеченцев: карабулаков.
кабардинцев и прочих неприязненных России мусульманских народов на посты
и укрепления колониальных войск. Обязались нападать на них и «поражать
оных старания не щадя, своей крови и жизни».
В статье 10-й договора ингушские старшины обязались «кабардинцам,
чеченцам и прочим здешним народам податей отнюдь никаких не платить».
Согласно этому договору, ингушам предоставлялось царской Россией
право пользования землями по правую сторону р. Терека и хребта
Кабардинских гор (имеется в виду западная часть Сунженского хребта на
границе между современным Назрановским и Малгобекским районами - авт.).
В этом же году в Назрани царскими войсками был построен Назрановский
пост с постоянной воинской командою. Цель построения поста и гарнизона
генерал-майор Дельпоцо 1 октября 1810 года в рапорте генералу от
инфантерии Булгакову выразил так: «...средство от сего тем полезно
будет, что ингушевцы... будут содержаны в подобострастии и принуждены
будут исполнять все под присягою, данною ими российскому престолу».
Следовательно, договор и крепость обязывали ингушей изменить
соотечественникам и служить колонизаторам.
По данным 1810 года в селах Назрань и Тимурковой деревне близ
Владикавказа насчитывалось 866 домов, мужчин взрослых и вооруженных
1294, а в лежащей в 3 верстах от Назрани к востоку деревне Ендерской
(Яндари - авт.), где проживали карабулаки, чеченцы и подселившиеся к ним
позже ингуши, было 80 домов, а мужчин взрослых и вооруженных -100.
В этом же 1810 году ингуши расселились севернее Назрани в
многочисленных хуторах. Самым северным селением в этом году стало село
Ачалуки (Верхние Ачалуки) на южном склоне Сунженского хребта, заселенное
60 дворами «из Назрани».
В 1816 году назрановское общество насчитывает уже 2410 дворов и 12050
человек, населявших 93 хутора (по другим сведениям 75 хуторов).
Разумеется, в число этих «ингушей» входили вовсе «не галгаи» - выходцы
из Дарьяла, Джейраха и т.д.
В 1817 году в Назрани генерал Ермолов строит редут. Царские власти
интенсивно заселяют назрановскую округу ингушами, порой насильно выселяя
их из гор. Наиболее крупные переселения горных ингушей в округ Назрань
были произведены в 1830 и 1833 годах, в начале 40-х годов XIX в. из-под
крепости Владикавказ на оконечность Ачалукского хребта были еще
переселены несколько ингушских аулов «за связи с Шамилем».
Теперь надо коснуться вопроса заселения вайнахами современного
Малгобекского района. Во время эпидемии чумы 1804-1811 годов в Малой
Кабарде погибло 2 тыс. семей, в живых осталось только триста. 160 дворов
их бежало в Чечню.
Обезлюдевшая территория Малой Кабарды стала добычей царских властей.
Часть земель была передана по распоряжению А.П.Ермолова полковнику князю
Бековичу-Черкасскому.
После 1822 года братом князя Бековича-Черкасского в Малой Кабарде
были снова поселены выходцы из Пседаха (чеченцы) и Магомет-Юрта (совр.
ст. Вознесеновская) - чеченцы и кумыки. Князем Бековичем-Черкасским было
основано также село Кизляр (Бековичи), где вместе с кумыками поселились
чеченцы, кабардинцы, карабулаки. Чеченцы не позднее 20-х годов XIX века
возвратились также в места Малгобек-балка и Чечен-балка (на территорию
современного г. Малгобек), позже, в начале XX века, подселились к
чеченцам и кумыки.
К концу 30-х годов прошлого столетия на землях бывшей Малой Кабарды
имелось 23 населенных пункта с 1130 дворами. Из них 14 селений в 840
дворов принадлежали князю Бековичу-Черкасскому (в основном на территории
современного Малгобекского района ЧИАССР). В управлении приставства
Малой Кабарды находились как смешанные, так и чисто чеченские поселения.
Военные действия на Кавказе оказывали самое серьезное влияние на
энтическую ситуацию на землях бывшей Малой Кабарды. В 40-е годы XIX века
чечено-кумыкское селение Магомет-Юрт перестает существовать. На его
месте в 1847 году была основана казачья станица Магомет-Юртовская,
переименованная позже в станицу Вознесенскую В те же 40-е годы XIX века
недалеко от чеченского селения Пседах с разрешения пседахцев на его же
аульном наделе селятся ингуши, основав село Кескем.
В 1847 году в Малую Кабарду переселяются два хутора из Назрановского
общества. Один из них - Каирбека Гайтиева (20 дворов) расположился там,
где до этого находилось имение Бековича-Черкасского – села Казан и
Ачалык.
В 1846-1848 годах в Малой Кабарде осталось 1,4 тыс. чеченцев (166
дворов), кумыков сел. Турлов - 64 двора, ингушей-назрановцев - 104
двора. Чеченцы и карабулаки несли большие потери в людях, гибли порою
целые семьи.
В XIX веке царская колониальная администрация вводит на покоренных
землях военно-колониальное управление. Карабулаки попадали в одно
управление с ингушами в связи с близостью их земель к крепости
Владикавказ. К примеру, в 30-е годы XIX века карабулаки, как и
назрановцы и осетины, подчинялись владикавказскому коменданту, в отличие
от плоскостных чеченцев, подчиненных чеченскому приставу.
К тому времени, по данным властей, чеченцев было 162 тыс.,
карабулаков -15 тыс., (и 2 тыс. галашевцев), ингушей - 20 тысяч человек.
Трудно считать эти данные даже приблизительными. Многие районы Чечни
были недоступны для царских чиновников.
Подчинение чеченцев, карабулаков, галашевцев и ингушей различным
военно-колониальным ведомствам стало приводить к тому, что карабулаков и
галашевцев стали иногда формально причислять к "племени ингуш", проводя
границу между чеченцами и карабулаками по реке Фортанге. Позже, во
время военных действий, карабулаки, ингуши и осетины были включены в
границы Военно-Осетинского округа.
Карабулаки и галашевцы решительно отказывались подчиняться
военно-колониальному режиму и вместе с чеченцами постоянно участвуют в
освободительной войне, объединяясь с чеченцами во все политические,
военные, государственные союзы.
В начале 40-х годов XIX века карабулаки и галашевцы вошли в состав
имамата Шамиля. Согласно местным источникам, в этом государстве Чечня
состояла из вилайетов: Аух, Мешки (Мичик и Ичкерия), Шали-Герменчук
(Большая Чечня), Шубут-Чабирла (Шатой, Шарой, Чеберлой), Гехи (Малая
Чечня), Арштхой (Карабулак) и Галай (Галашки). Общества Арштхой и Галай в
имамате входили в область Гехи, т.е. в Малую Чечню вместе с горной
зоной. Западная граница Чечни в имамате определялась средним течением
рек Ассы и Сунжи. Русскоязычные источники включали земли карабулаков то в
Ингушетию (западную), то в Малую Чечню, выделяя отдельно лишь
галашевское общество.
С начала 40-х годов XIX в. на плоскостных землях вайнахов происходят
постоянные миграции населения, связанные с военными действиями. Царская
Россия аулы и хутора уничтожала, хлеб сжигала, сады вырубала, оставшиеся
в живых чеченцы и карабулаки скрывались в лесах и горах Чечни. Много
чеченцев было в Галашках. Царизм морил голодом свободолюбивые народы
Кавказа и уничтожал их физически.
На месте уничтоженных или изгнанных чеченских и карабулакских аулов
строились российские крепости и казачьи станицы. С 1842 года после
постройки укрепления при Сераль-Юрте (к юго-востоку от совр. ст.
Троицкой), а затем с постройкой укрепления на р. Ассе было положено
начало т.н. "Передовой чеченской линии".
В 1845-46 годах была образована Сунженская линия, а карабулакские и
чеченские села превращены в казачьи станицы, зачастую сохраняя чеченские
названия (к примеру, Самашки) и др. В 1854 году царский полковник
Де-Саже писал: "Система войны против кавказской природы и сынов ее
избрана была верно. Каждый наступательный шаг отрезывал горцам
безвозвратно кусок их родной земли. Так покорены Малая Чечня и Галашки.
На всех этих местах поселены казаки, устроены укрепления с
штаб-квартирами полков...".
Об этом же писал и Абдурахман Авторханов в своей работе "Краткий
историко-культурный и экономический очерк о Чечне" в 1931 году. В деле
проведения царской и национальной политики в области тоже наступает
новый этап - этап форсированного продвижения колонизации вглубь Чечни...
Сунженская линия окончательно занимается казаками-колонизаторами.
Вместо уничтоженных чеченских аулов создаются казачьи поселения (ст.
Ермоловская, Закан-Юрт, Самашки, Михайловская, Слепцовская, Ассиновская и
т.д.). Это были первые опорно-стратегические пункты колониальной
политики царизма против чеченцев" (Авторханов А. Краткий
историко-культурный и экономический очерк о Чечне. Ростов-на-Дону,1931,
с.10).
На месте карабулакского аула Энахишка в 1819 году было построено
укрепление Преградный стан, позже, в 1846 году, основана станица
Михайловская (сел. Асланбековское, совр. Серноводская), на месте
карабулакского аула Обург-Юрт Волынского укрепления, а позже, в 1845
году, станица Троицкая. На месте карабулакского селения Дибир-Юрт
построены в 1845 году станица Покровская (более позднее название станицы
– Сунженская, Слепцовская, современная ст.Орджоникидзевская), ставшая
штаб-квартирой 1-го Сунженского полка. В 1847 году на месте
карабулакского аула Пажарийн-Юрт (Берд-Юрт) сооружена станица
Нестеровская. В 1847 году на месте карабулакского аула Эха-Борзе
воздвигнута ст. Ассиновская. И далее: Алхастие (караб.) - ст.
Фельдмаршальская (1860 г.); сел. Мохьмад-Юрт (чеч.). - ст.
Магомет-Юртовская (1847 г.) - Вознесенская; сел. Элдархан-Юрт ( караб.) -
ст. Карабулакская (1851); сел. Сема1ашкие (чеч.) - ст. Самашкинская
(1851 г.); сел. Заки-Юрт (чеч.) - ст. Закан-Юртовская (1851 г.) -
Романовская; сел. 1алхан-Юрт (чеч.) – ст. Алхан-Юртовская (1851 г.) –
Ермоловская, совр. Алхан-Кала; сел. Бас-Юрт (чеч.) - ст. Джалкинская
(1860 г.) - Ильинская; сел. Чурттог1е (чеч.) - ст. Петропавловская
(1856); сел. Мамакхин - Юрт (чеч.) - совр. ст. Первомайская; сел. Бамут
(чеч.-караб.) - укрепление Бамут; сел. 1ашхой - Марта (чеч.-караб.) -
укрепление Ачхоевское: сел. Шахьгирийн-Эвла (чеч.) - укрепление
Воздвиженское и т.д. К востоку от станицы Михайловской вниз по Сунже на
месте чеченских аулов были основаны казачьи станицы 2 Сунженского полка.
После образования станиц 1-го Сунженского полка карабулаки и чеченцы
на завоеванной территории Малой Чечни подчинялись начальнику
Верхнесунженской линии.
После восстания ингушей 25 мая 1858 года, вызванного административным
гнетом, произвольным укрупнением аулов и уничтожением хуторной системы,
они были лишены всех былых привилегий. На месте ряда выселенных в
наказание ингушских селений царское командование основало следующие
казачьи станицы: сел Ангушт (инг.) - ст. Тарская (1859); сел. Ахки-Юрт
(карабул.-инг.) - ст.Сунженская (1859 г.); сел. Шолхи (инг.) - хутор
Тарский (1867г.); сел Таузен-Юрт (инг.) - ст. Воронцово-Дашковская
(1861).
Казакам были также отданы земли выселенных карабулаков и галашевцев.
На месте с.Галашки была основана ст. Галашевская, на месте
карабулакского аула Даттах - ст.Даттыхская, на месте аула Мужичи - хутор
Мужичий. Казаки не смогли использовать землю этих мест и ушли, однако
эти земли оставались в собственности казачьего войска.
В результате «реформ» царизма на Северном Кавказе народы Чечни и
Ингушетии были стеснены на небольшой территории. Часть чеченцев и
карабулаков предполагалось возвратить в Малую Кабарду (сов. Малгобекский
район), где земля была «менее удобной», однако эти планы не были
осуществлены. Чеченцев стали провоцировать к уходу из родных мест.
Началось выселение чеченцев и карабулаков в Турцию, предполагалось и
выселение в Сибирь. Выбор был небольшой.
В 1865 году за два летних месяца 5 тысяч чеченских семей или 23057
человек направились в Турцию. Выселение организовали бывший начальник
Чеченского округа ген.-м. Муса Кундухов (осетин) и наиб
Урус-Мартановского участка майор Османов Сайдулла (бывший наиб Шамиля в
Малой Чечне), получив за это солидный куш.
Из этих 5002 семей чеченцев (так именовали этих
переселенцев-мухаждиров царские документы) 1.5 тыс.семей были карабулаки
и 300 семейств ингушей (назрановцев). Уже в том же 1865 году мухаджиры
писали великому князю Михаилу Николаевичу : "Из нас... погибла одна
треть". Судя по этим данным, в Турции в живых остались около 15 400
чеченцев (под чеченцами в данном случае имеются в виду также карабулаки и
ингуши).
Из них на Родину вернулись в 60-70-е годы 5857 чеченцев, другая
«большая часть вернулась только после войны 1877-78 годов. В 70-х годах
XIX в. в Турции оставались в живых только около 10 тысяч человек
чеченцев.
Оставшееся в Турции, Сирии, Ираке, Иордании, Палестине, Иране,
Болгарии и т.д. вайнахское население осознавало себя (и осознает себя до
сих пор) чеченцами (так же, как и в глазах окружающих их турок, арабов,
адыгов они все предстают чеченцами – «чечен», «шешен») и называют себя
этнонимом «нохчий», «нахчой», разделяясь лишь на тайпы: беной, ч1инхой,
арштхой, зандкъой, мержой, аьккхий, г1алг1ай и т.д.
Подобное самосознание всех этнических групп - выходцев из
Чечено-Ингушетии, осознание себя единым этносом – чеченцами, с общим
самоназванием «нохчий», «нохчой» - зафиксировано в 1859 году
исследователем А.Берия, в 70-х годах XIX в. этнографом Умалатом
Лаудаевым.
В досоветское время термин «вайнах» как этноним-самоназвание
чеченцев, карабулаков и ингушей не зафиксирован. Но в устном языке для
них правомерны выражения : «вай(н) нехан(н) г1иллакх», «..1едал».., хотя
ясно фиксируется лишь этноним «нохчий».
Карабулаки, возвращавшиеся в виду невыносимых условий из Турции на
родину, расселялись в различных селениях Чечни и Ингушетии ввиду того,
что их родные аулы были уничтожены царизмом. К примеру, карабулаки из
тайпа мержой, жившие до переселения в Турцию на хуторе Гази-юрт рядом с
Бамутом (совр.хутор Веселый - Маьлхий к1отар), после возвращения в 70-х
годах поселились в Ачхой-Мартане, именуя себя чеченцами.
А карабулаки из тайпа г1андалой, вернувшись из Турции в 1872 году,
поселились в с.Насыр-Корт, откуда перешли в с. Сагопш, «став» ингушами,
по крайней мере, по паспортам.
В течение 1874 года ряд прошений о возвращении подали чеченцы,
ушедшие в Турцию из сс. Киян, Валерик, Урус-Мартан, Катыр-Юрт и др. К
1894 году в Ачхой-Мартане из 730 дворов 157 семейств состояли из
возвратившихся из Турции.
Теперь несколько слов об административном устройстве чеченцев и
ингушей. 20 февраля 1860 года была образована Терская область. Чечня
была поделена на Чеченский, Аргунский, Ичкерийский, так называемые
военно-народные округа, и Ауховское наибство. Часть чеченцев вместе с
кумыками проживали в Кумыкском округе, часть находилась в подчинении
царских властей в Грузии (малхистинцы и майсты).
Ингуши вошли в состав Военно-Осетинского округа вместе с осетинами и частью чеченцев, карабулаков и сунженских казаков.
Граница между Чеченскими и Военно-Осетинскими округами прошла по р.Фортанге.
В 1862 году Терская область была поделена на военные отделы. В
Западный отдел вошли Кабардинский, Осетинский и Ингушский округа, в
Средний отдел - Чеченский, Ичкеринский и Аргунский. Часть чеченцев
(ауховцы) вошли в Восточный отдел Терской области. Ингушский округ в
свою очередь делился на Назрановский, Горский и Пседахский участки.
В 1866 году по распоряжению начальства, аккинцы и мереджинцы были
отделены от Ингушского округа и подчинены управлению Аргунского округа
«как вследствие одноплеменности с населением последнего, так и потому,
что по месту своего жительства они ближе находятся к центру управления
его». В свое время общества эти оказались было вне административных
границ Чечни по мере завоевания этих территорий. Аккинцы и мержоевцы
были завоеваны в 1858 году и подчинены Военно-Осетинскому округу.
Вскоре в Терской области опять меняется
административно-территориальное деление. Чечня была разделена теперь на
Грозненский, Аргунский, Веденский, Хасавюртовский (вместе с кумыками)
округа, а Ингушетия вместе с Осетией, частью Чечни и казаками вошла во
Владикавказский округ.
В 1877 году ингуши были подчинены Сунженскому казачьему отделу. В
этот отдел входила, кроме казаков и ингушей, также этнически чеченская
Малая Кабарда. Осетины вошли во Владикавказский округ.
Таким образом, общая граница между Чечней и Ингушетией во второй
половине Х1Х-начала XX вв. шла только по горной части, а на равнине
между чеченцами и ингушами были вклинены казачьи наделы по рр. Асса и
Сунжа.
Интенсивное заселение земель людей, выселенных в Турцию, началось еще
в 70-80 гг. Так, из горной Чечни переселились, к примеру, в Аршты,
Бамут, Гази-Юрт, Катар-Юрт и другие села чеченцы из Малхисты и Майсты. А
в Галашки, на земли карабулаков-галашевцев, переселялись г1алг1ай и
цхьорой.
Некоторые чеченские и ингушские селения возникли с разрешения
начальства на своих землях, но уже принадлежащие казачьим войсковым
сословиям - они были отняты у карабулаков и чеченцев. Хутор Галашки
образовали в 1887 году выходцы из Хамхинского и Цоринского обществ (168
дворов), они же поселились в 1872 году на хуторе Мужич (300 дворов),
хуторе Алкун (49 дворов).
На хуторах Серали-Опиева (20 дворов) в 1874 году, и Даттых в 1875
году (62 двора) поселились чеченцы из Цец-Ахки Грозненского округа.
Множество новых хуторов, населенных выходцами из чеченских и
ингушских горных аулов, появляется в Ассиновском ущелье на земле,
выкупленной у казаков: Верхний Аршты, Нижний Аршты и др. Но в 1895 году
во исполнение приказа начальника Терской области о запрещении проживания
горцев одной национальности на землях другой, многие хутора были
преданы огню, а население под конвоем отправлено по месту прописки. К
примеру, из хутора Футук 7 дворов ингушей и чеченцев были отправлены в
Насыр-Корт и в Грозненский округ. Из хутора Нижний Аршты 27 дворов
чеченцев и ингушей были выселены обратно. Обратно выселили также
чеченцев и ингушей из Верхнего Бамута. Что только не выдумывал
российский колониализм для затруднения жизни кавказских народов.
В 1865 году на землях Бековича-Черкасского, кроме Пседаха, Кескема
(217 дворов) и Везешева, возникли новые аулы - Сагопш (54 двора), Новый
Ах-Борзой (87 дворов) и Чирикова. В Ах-Борзое жили остатки карабулаков, в
Кескеме и Сагопши - ингуши и галгаи, Чирикове и Везешеве -
ингуши-назрановцы, в Пседахе - чеченцы. Кроме того, в Малой Кабарде
сохранилось еще 69 дворов чеченцев, из которых 50 жили в собственном
ауле князя Бековича-Черкасского. Эти земли считались неудобными и
поэтому были малопривлекательными для захватчиков.
В 1873 году карабулаки из аула Ах-Борзой переселились из-за маловодья в Сагопши.
Во время переселенческой реформы в 60-е годы XIX века из Малой
Кабарды в селения Надтеречного наибства на запасные земли были выселены
находившиеся там чеченцы, а в Назрановское общество - ингуши и
карабулаки.
В 1866 году здесь сохранялись только чеченские селения Пседах, Сагопш
и ингушское селение Кескем. Только после крушения самодержавия, в боях
против контрреволюционного казачества и белогвардейцев чеченцы и ингуши
отвоевывают часть своих земель, отторгнутых у них царизмом.
В октябре 1920 года было поднято антисоветское восстание в казачьих
станицах Калиновской, Ермоловской, Закан-Юртовской, Самашкинской и
Михайловской. В ноябре 1920 г. Чечне были возвращены земли станиц
Ермоловской, Романовской, Самашкинской, Михайловской.
Ингушетии вернули земли станиц Сунженской, Аки-Юртовской, Гарской,
Фельдмаршальской. Около 25 тысяч казаков были переселены в 1920 году в
Терский округ (Ессентукский. Минераловодский, Прохладненский, Моздокский
районы с предоставлением удобных земель. На освобожденных горских
землях Указом ЦИК Горской АССР от 25 марта 1923 года были поселены
чеченцы и ингуши, переселенцы с гор, стесненные со времен Кавказской
войны острым малоземельем.
17 ноября 1920 года была провозглашена Горская АССР в составе РСФСР, в
которую входили 5 национальных округов и 4 казачьих отдела:
Пятигорский, Моздокский, Сунженский, Кизлярский, Чеченский,
Хасавюртовский, Назрановский, Владикавказский и Нальчикский.
По состоянию на 20 января 1921 года Горская АССР состояла из:
Кабардино-Балкарского, Северо-Осетинского, Ингушского, Сунженского
автономных округов, двух самостоятельных городов: Грозный и Владикавказ.
Часть территории была передана в состав Терской губернии
Северо-Кавказского края (Моздокский отдел), а другая вошла в состав
Дагестанской АССР (Хасавюртовский округ) (ауховские чеченцы и кумыки) и
Кизлярский отдел.
4 января 1923 года были определены границы Чеченской Автономной
Области, вышедшей из состава Горской АССР. Чечне были возвращены земли,
занимаемые станицами Петропавловская, Горячеводская, Ильинская,
Первомайская и хутор Сарахтинский Сунженского округа. Тогда же было
принято решение о передаче г. Грозного, построенного на месте чеченских
сел, Чечне.
В составе Чеченской АО было 6 округов (Гудермесский, Шалинский,
Веденский, Надтеречный, Урус-Мартановский, Сунженский (Новочеченский) и
один район - Петропавловский.
В 1926 году к Ингушской АО отошел район с. Балты, расположенный по
левую сторону р.Терек. Граница с Северной Осетией прошла здесь по
горному хребту. (Крупнов Е.И. К истории ингушей. Вестник древней
истории. 2/7, М., 1939. С. 78. прим.1).
В начале 1929 года в Чеченскую АО вошли Сунженский округ и город
Грозный. 11 февраля 1929 года Новочеченский округ был включен в
Сунженский округ. В составе округа находились станицы Слепцовская,
Троицкая, Карабулакская, Нестеровская, Вознесенская, Ассиновская, хуторы
Давыденко, Акки-юрт (пос. Чкалово Малгобекского района - авт.),
Чемульга, аулы (из Новочеченского округа) Ачхой-Мартановский,
Асланбековский (совр. Серноводский - авт.) и Самашкинский.
Центром области стал г. Грозный. В составе Чеченской АО были теперь
такие округа: Сунженский, Урус-Мартановский, Шалинский, Гудермесский,
Ножай-Юртовский, Веденский, Шатойский, Итум-Калинский, Галанчожский,
Надтеречный, Петропавловский.
Город Владикавказ остался традиционно административным центром двух автономных областей: Северо-Осетинской и Ингушской.
Ингушская АО в начале состояла из 4-х округов: Пригородного,
Галашкинского, Пседахского и Назрановского. Произвол в административном
делении Чечни продолжался.
14 марта 1929 года решением Ингушского облисполкома "в целях наиболее
целесообразного использования средств, затрачиваемых в настоящее время
на содержание адмаппарата, "указанные округа были слиты в два:
Галашкинский с Пригородным, а Пседахский с Назрановским. Был образован
Пригородный округ с центром в г. Владикавказе и Назрановский с центром в
пос. Назрань.
В Пригородный округ вошли следующие сельсоветы: Ахки-Юртовский,
Ангуштский, Галгайский, Шолхинский, Базоркинский, Джейраховский,
Арштинский, Галашкинский, Мужичинский, Цоринский, Длинно-Долинский,
Алкунский, Алхастинский, Бамутский, Семеогочинский, Хамхинский,
Датыхский.
В Назрановский округ вошли: Альтиевский, Барсуки, Гамурзиевский,
Далаковский, Кантышевский, Пседахский, Яндырский, Верхне-Ачалукский,
Средне-Ачалукский, Нижне-Ачалукский, Сагопшинский, Кескемские хутора,
Зязиковский.
Постановлением Президиума ВЦИК с 1 июля 1933 года гор. Орджоникидзе
был включен в состав СОАО с непосредственным подчинением города Совету
облисполкома СО автономной области.
30 сентября 1931 года округа были переименованы в районы.
15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономные области были объединены в Чечено-Ингушскую АО с центром в г. Грозном.
25 декабря 1936 года ЧИАО была преобразована в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику - ЧИАССР.
23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были преступно выселены в
Казахстан и Среднюю Азию. Геноцид снова привел к массовой гибели
вайнахского населения.
7 марта 1944 года было объявлено об упразднении ЧИАССР и образовании Грозненского округа в составе Ставропольского края.
22 марта 1944 года в составе РСФСР была образована Грозненская
область. Часть территорий бывшей ЧИАССР были переданы Грузинской ССР,
СОАССР, Дагестанской АССР. Из Дагестанской АССР и Ставропольского края
часть степных земель были переданы Грозненской области.
9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, однако
часть Пригородного района оставалась в составе СОАССР. Кроме того, не
смогли вернуться на родные земли ауховские чеченцы, земли которых были
заняты переселенными туда лакцами и аварцами (Новолакский район и
Ленин-Аул, Калинин-Аул Казбековского района Дагестанской АССР).
"Временно" в состав Грузинской ССР была включена Гилна (Гвилетия).
Закрытыми для проживания оказался ряд горных районов республики.
Десятки тысяч чеченцев и ингушей были лишены возможности вернуться в
родные аулы и дома. Горных чеченцев поселили главным образом в
Сунженский, Наурский и Шелковской районы. Ингуши, не имевшие возможности
вернуться в Пригородный район, вынуждены были поселиться в станицах и
селениях Сунженского, Малгобексого районов, города Грозного и т.д.
Ауховские чеченцы вынуждены были селиться в других селениях
Хасав-Юртовского, Кизил-Юртовского и Баба-Юртовского районов
Дагестанской АССР.
Таким образом, из всего вышесказанного представляется справедливым
требование II-го Съезда ингушского народа о возвращении бывшего
Пригородного и западной части Малгобекского района, аннексированных в
1944 году в пользу СОАССР.
Является необоснованным требование Оргкомитета по восстановлению
Ингушской автономии, навязанное на II-м съезде ингушского народа в г.
Грозном в 1989 году, о включении в предполагаемую восстановленную
Республику Ингушетия ряда населенных пунктов современного Малгобекского
(восточной части) и Сунженского районов ЧИАССР: станица Вознесенская,
пос. Красная Горка, пос. Чкалова (Акки-Юрт), современного Малгобекского
района ЧИАССР, пос. Карабулак, станица Карабулакская, Орджоникидзевская,
Троицская, Нестеровская, с.Чемульга современного Сунженского района,
так как эти станицы и селения никогда не входили в состав Ингушетии, а
были в составе Чечни. Ингуши появились в этих населенных пунктах только с
1957 года.
Далхан ХОЖАЕВ, историк.
г. Грозный, газета «Республика» от 1993 г.
|